Как начать бизнес с нуля и как открыть свой интернет-магазин? Узнать больше
imsider

Бизнес-школа
интернет-магазинов

8 800 333-07-63

с 10:00 до 19:00 (Мск)

Бизнес–школа «Имсайдер» на канале «Успех»

Олег Покровский, пресс-служба Имсайдера
Ведущая и автор программы «Мое дело» Анастасия Джмухадзе, обратилась к совладельцам бизнес-школы «Имсайдер» Сергею Балакиреву и Тимуру Шакову, с просьбой рассказать о том, как создавался бизнес, какие проблемы встречались на его пути и как они решались. Съемки программы проводились 14 ноября в офисе интернет-магазина «Deoshop».

Смотрите премьерный показ программы, комментируйте, делитесь впечатлениями.

Открывать новые и сложные направления бизнеса в непростой кризисный год — дело рисковое. Тем не менее, Тимур Шаков и Сергей Балакирев не испугались политической и экономической обстановки и пессимистичных прогнозов, а решили, что образовательные вебинары, которые они начали вести бесплатно в качестве хобби несколько лет назад, пора превращать в отдельное дело.

Конечно, вы можете подумать, что сейчас только ленивый не проводит вебинары, но у наших героев есть существенные отличия. Они проделали свой путь в интернет-торговле с нуля и смогли построить успешный и прибыльный проект.

Анастасия Джмухадзе (интервьювер): Очень интересно понять, почему вы выбрали для себя именно такой бизнес? Ведь ваше образование напрямую с темой электронной коммерции и продаж в интернете вообще никак не связано.

Тимур Шаков:
Образования по электронной коммерции в России нет, и неизвестно, когда будет. Есть дополнительные курсы, разные образовательные мероприятия, куда можно прийти за базовыми знаниями, но высшего образования по электронной коммерции нет. Я так понимаю, что в государственных образовательных учреждениях в ближайшее время такое нововведение не планируется. Почему мы пришли именно сюда? Потому что в 2008 году мы с Сергеем решили, что рынок электронной коммерции — самый простой для старта и увеличения оборота

Сергей Балакирев: Всегда хочется иметь свое дело, которое будет нравиться. Катаешься на лыжах — продаешь лыжи, плаваешь под водой с маской — продаешь маски и ласты. И мы хотели также. Но в итоге получалось, что мы продаем вопреки. Идея обычно приходит от Тимура, а я говорю ему, что не согласен. Мы начинали продажи с одного дезодоранта в ассортименте. Тимур предлагал попробовать, пробовали и все получалось. Начали выявлять закономерности, искать, какие косметические проблемы решают люди. Сходили на выставку — увеличили ассортимент, который сейчас составляет около 15 000 наименований.

Как оказалось, людей, желающих решить такие проблемы — немало. Бизнес начал уверенно развиваться, несмотря на неблагоприятный момент для старта.

Анастасия Джмухадзе: Вы начинали работать в полную силу в 2008 году. Вам не было сложно? Ведь многие говорили, что не время выводить новые проекты, люди экономят в кризис. Но вы решились. Как вы преодолевали этот период, эту рецессию?

Тимур Шаков: Если говорить о моральной стороне — было сложно. Мы оба были заняты, приходилось уходить с основной работы, что-то делать самим, отсутствовали финансовые рычаги для поддержки. Но так как у нас не было опыта до кризиса, поэтому нам даже не с чем было и сравнить.

Анастасия Джмухадзе: То есть в «жирные» года вы не работали, поэтому не было ощущения, что золотой дождь посыплется вам на голову сразу?

Сергей Балакирев: Да, это очень хорошо. Сейчас мы видим, что в кризис многим тяжело. На рынке много эмиссионных компаний и компаний, которые играют на кассовых разрывах — они набирают чужие деньги и тратят их, покупают рекламу. Кризис очень хорошо «чистит» такие фирмы. Все думают, что если пришел кризис, то бизнесу настал конец. Но люди же не перестали мыть голову, пользоваться косметическими средствами и решать свои проблемы? Если у человека есть проблема, то он будет ее решать и в кризис.

Анастасия Джмухадзе: Когда вы окончательно решили покончить с работой наемного сотрудника и заниматься предпринимательством, как на это отреагировала ваша семья? Поддержали ли они вас? Каковы были ваши ощущения, когда вы поняли, что нужно будет набирать сотрудников, отвечать за них, потерять стабильность в зарплате?

Тимур Шаков: Я считаю, что поддержка семьи важна. Моя семья меня поддержала сразу же, что дало толчок вперед. Если в тебя верят — нужно попробовать. Но 95% моего окружения говорили, что это ошибка — увольняться в кризис, ничего из этого не выйдет. Мы и сейчас видим много примеров среди участников наших тренингов, когда человек созрел для принятия решения, но вторая половинка начинает давить на него, говорить, что если он уходит со стабильной работы, то должен зарабатывать, как минимум в два раза больше. Но как человек, уходя с наемной работы, может сразу получать больше? Это сказки, и многие в них верят.

Анастасия Джмухадзе: То есть в любом случае нужно быть готовым к тому, что уровень жизни и каких-то возможностей упадет, а занятость вырастет?

Тимур Шаков: Если провести более длительную подготовку по времени, пытаться как-то совмещать работы, то этот адаптационный период пройдет быстрее. Но если просто уйти и начать новое дело, то, естественно, должно пройти время, чтобы подняться до определенного уровня.

Анастасия Джмухадзе: А каким было первое ощущение, после того как вы открыли свой магазин, свое собственное дело, не имея опыта? Вам было сложно в ведении бизнес-процессов?

Сергей Балакирев: Мы начинали с полного нуля, у нас совершенно не было денег, стартовый капитал составлял около 200$.

Анастасия Джмухадзе: То есть взяли и скинулись своими зарплатами?

Сергей Балакирев: Условно говоря — да. Потом, конечно, еще вкладывали средства. Но до первых продаж у нас действительно было около 200$. Вскоре мы начали учиться, ходили на конференции, перенимали опыт у других магазинов. И таким образом двигались вперед, что и продолжаем делать сейчас.

Анастасия Джмухадзе: Есть два диаметрально противоположных мнения. Одни говорят, что интернет-торговля — тоже самое, что обычный ритейл, обычный рынок сбыта, просто другая площадка и немного измененные маркетинговые и рекламные технологии. Другие говорят, что интернет-торговля — иной мир, иные бизнес-процессы. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Тимур Шаков: Если сравнивать с оффлайн-бизнесом, конечно, это немного другое дело. Есть процессы, отсутствующие в оффлайне, в интернет-магазине их может быть даже больше.

Сергей Балакирев: Представьте, что вы открываете магазин косметики в оффлайне, где-то в торговом центре или около дома. Очевидно, что открыть витрину в интернет-магазине сейчас с новыми конструкторами — дешевле и быстрее.

Сначала молодые люди проводили вебинары бесплатно, из желания поделиться своими ошибками и успехами. Постепенно стало понятно, что для большей результативности нужно проводить не просто совещания и беседы, а систематизировать курс и организовать полноценные тренинги и образовательные программы. Тимур и Сергей подумали, что можно основать свою школу бизнеса, которая будет специализироваться именно на открытии интернет-магазинов.

Анастасия Джмухадзе:
Есть такое мнение, что делать бизнес и учить ему — разные вещи. Как и где вы сами обучались? Есть ли у вас какие-то методики, откуда вы брали наработки? Хорошо делиться своей практикой, но должны же быть какие-то средства обучения, тем более взрослых людей.


Тимур Шаков: У каждого из нас свой опыт. Я использовал разные западные источники — вы видели нашу большую библиотеку в офисе. Естественно, большую роль сыграли свои практика и опыт, показывающие какое направление было выбрано верно.

Сергей Балакирев: Я учился в Российской академии государственной службы. В рамках обучения в аспирантуре мне понравился курс преподавателей высшей школы. У нас был сильный преподаватель, от которого я узнал многое о методиках обучения, психологии. Кандидатскую я не защитил, потому что понял, что мне интересно заниматься более практичными вещами, но у меня остался преподавательский опыт.

Анастасия Джмухадзе: А есть методики, на которых вы базируетесь? Ведь человек всегда что-то выбирает для себя. Одному нравится методология Адизеса, другому еще что-то.

Сергей Балакирев: Для меня большим толчком послужило знакомство с человеком, который особо меня ничему и не учил, не давал методик, он просто рассказал все, как есть. Это проходило в неформальной обстановке, на отдыхе. Он рассказал о своих результатах, и это меня так вдохновило, что я захотел побыстрее вернуться домой и сделать тоже самое.

Анастасия Джмухадзе: То есть это не был какой-то именитый бизнес-тренер, гуру, а просто человек-практик, который рассказал о своем магазине?

Сергей Балакирев: Да, обычный мужчина, который показал мне все эти цифры, в которые раньше было сложно поверить. Через классический подход обучения у лучшего учителя, когда платишь, а тебе передают свой опыт, я тоже проходил. Но считаю, что невозможно добиться хороших результатов, если у тебя нет своей уникальности.

Анастасия Джмухадзе: То есть просто копирование не работает?

Сергей Балакирев: Оно может сработать, но на короткий срок. Мы начали развивать этот проект как профессиональную деятельность, потому что на интернет-рынке много людей, которые имеют задачу быстро заработать деньги за один раз. У них это получается, но дело не имеет продолжения. И своей репутацией они портят рынок. Чтобы продолжать оставаться на плаву, нужно строить систему, тратить много денег, обучать сотрудников.

Тимур Шаков: Многие приходят в бизнес на три месяца, не успевают получить результат, забирают деньги и уходят. Наша задача — дать участникам тренинга результаты на выходе, основанные на той практике, которую мы получаем сами. Каждый раз, из тренинга в тренинг мы стараемся внести что-то новое, познакомить с нововведениями в интернет-технологиях и электронной коммерции.

Анастасия Джмухадзе: Можно просто сказать — делай, как я, у меня это получилось. Но это не всегда можно перенести на другую практику. У каждого интернет-магазина свой клиент и своя специфика. У вас определенный сектор — B2C, то есть для B2B будут иные подходы. Как поступать с такими нюансами? Или вы даете базу, а всю надстройку человек делает сам?

Тимур Шаков: Вы совершенно правы. Действительно, база — примерно одинаковая. Научить выбирать свой товар и пригонять трафик можно любого. Дальше идет тонкая настройка, мы разбираемся в вашем товаре и советуем то, что будет действенно относительно работы с ним.

Сергей Балакирев: Предприниматель должен думать, что-то привносить от себя, в том числе, он должен четко понимать, кто его клиент. Есть такое понятие «аватар» клиента, оно состоит из многих пунктов. И среди этих пунктов, помимо пола, возраста и подобных им характеристик указываются скрытые проблемы человека, состав его семьи и так далее. Иногда стоит абстрагироваться и посмотреть на цифры. Например, сделать несколько вариантов сайта или посадочной страницы, которые закрывают на какой-то результат и посмотреть, что произойдет. Можно поменять заголовок на странице, поменять местами абзацы. Те, сайты, куда предприниматель вложил понимание своего клиента и его потребностей всегда работают классно. Зачастую к такому результату нельзя прийти методически.

Анастасия Джмухадзе: То есть это нельзя просчитать? У меня есть знакомый со своим интернет-магазином и производством товаров. Он выяснил, что в разных регионах люди тратят разное количество времени на просмотр страницы, по-разному реагируют на качество доставки. Есть даже такие нюансы в вопросах аудитории.

Сергей Балакирев: Абсолютно правильно. На старте мы рекомендуем сделать все по стандартам, чтобы получить какую-то конверсию. А от конверсии начать получать информацию о клиентах, начать формировать обратную связь. Исходя из этого, можно корректировать сайт, тексты, формы заказов и прочее. Чем дольше мы работаем, тем больше информации получаем. Эту информацию мы используем для подгона под специфику клиента и для увеличения конверсии.

Анастасия Джмухадзе: То есть, мы быстро запускаем сайт, а дальше наблюдаем за поведением клиентов и меняемся в зависимости от этого?

Тимур Шаков: Да, все верно.

Несмотря на то, что Имсайдер работает чуть меньше года, программы, как краткосрочные, так и полные, прошли более 2 500 человек. И даже если многие строят мрачные прогнозы и обещают смерть бизнес-школам, молодые люди уверены и в себе и в своем детище.
Анастасия Джмухадзе: У вас есть цель на 2015 год? Чего хотелось бы добиться именно в образовательном секторе?

Сергей Балакирев: Известен факт, что в России, в отличие от Европы и США очень низкий процент предпринимательства. Мы хотим за следующий год вырастить хотя бы 10 000 новых предпринимателей, которые будут зарабатывать 60-100 тысяч рублей в месяц и пополнять бюджет нашей страны.

Тимур Шаков: Я согласен с Сергеем, потому что мы обсуждали эти цели. План на следующий год будет разослан всем нашим участникам. Мы планируем запустить еще минимум 100 магазинов с прибылью в 300 000 рублей.

Сергей Балакирев: Очень важно, что люди попадают в нужное и правильное сообщество, где не плачут о кризисе, а думают о позитиве и решении проблем другого уровня. Со стороны многим это кажется сектой. Но это просто другие люди. Им неинтересно обсуждать какую-нибудь телевизионную передачу или говорить о кризисе. У них есть задача, к которой они идут.

Анастасия Джмухадзе: По крайне мере они что-то делают, а не просто разговаривают.

Сергей Балакирев: Конечно, это очень важно. И таких людей, к сожалению, сейчас немного, потому что сохранилась советская традиция о том, что все должно быть общим, а тот, кто имеет деньги — плохой. Эту точку зрения тяжело менять, но мы работаем над этим.

Предприниматели ставят перед собой амбициозные задачи, но это хорошо, ведь тогда для них самих будет больше стимулов не стоять на месте, а использовать все возможности, чтобы расти.