В столицу я приехал один, у меня не было ни связей, ни знакомств. Полгода каждый день я тратил на дорогу к работе и обратно домой по 7-8 часов, бегал от контролеров, прыгал через турникеты в метро, а мой обед состоял из сочника и стакана какао.
У меня не было возможности получить высшее образование, хотя теперь я считаю это везением.
Первая работа в Москве — охранник в книжном магазине, потом три года я работал в салонах связи. Сначала в Связном, потом в небольших салонах сотовых телефонов. Я снимал крошечную комнату в Москве, периодически влезал в долги, о накоплениях не могло быть и речи. Денег постоянно не хватало, хотя я не так мало зарабатывал. Типичная ситуация — у многих из вас дела сейчас обстоят примерно также.
С самого начала своей взрослой жизни я хотел открыть что-то свое, меня не устраивала моя зарплата, я хотел большего, хотел свободы и возможности делать то, что мне нравится.
Конечно, в самом начале моего пути главным мотиватором были деньги. Я постоянно пытался открыть бизнес, но большинство моих начинаний заканчивались ничем или приносили убыток. Я продавал карты памяти, прошивал айфоны, устанавливал программы навигации и игры на телефоны, занимался ремонтом сотовых, один раз даже привез небольшую партию товара из США через Ebay. Ждал два месяца и в итоге продал только часть товара, почти все вернули обратно.
После целого ряда неудач мне, наконец, повезло — в 21 год я начал свой первый удачный бизнес. Однажды рядом с салоном на рынке, где я работал, открылся крошечный магазин навигаторов с одной витриной, где стояли десять единиц товара. Я заметил, что у этого магазина всегда есть хороший поток покупателей, поговорил с продавцом и понял, что навигация на тот момент была очень выгодным бизнесом. Конкуренция уже была, но клиентов хватало всем, к тому же маржа была высокой.
Все, что я смог собрать на тот момент — 30 000 рублей. Но я чувствовал, что действительно нашел что-то интересное, поэтому действовал быстро. В тот же месяц я снял витрину в том же салоне, где работал. Оставшихся денег мне хватило на два навигатора, их я и поставил на витрину. Несмотря на такой убогий ассортимент, дело сразу пошло, основные деньги делались на прошивке, загрузке свежих карт навигации и так далее.
Бизнес быстро начал приносить неплохой доход, уже через полгода у меня было пять небольших магазинов навигации.
Мой совет вам — на самом старте пробуйте как можно больше, не отступайте, действуйте быстро. Если вы нащупали что-то интересное — рвитесь с места в карьер, рискуйте. Также очень важно постоянно искать новые ниши, где конкуренция еще не так высока.
Сейчас, например, тренд с навигаторами уже пошел на спад, для новичков этот рынок уже не интересен. Но взамен открылось множество других возможностей.
Тогда я постепенно, по крупицам стал собирать информацию и менять свой подход. Я узнал про УТП (уникальное торговое предложение), продающие тексты и видео, силу гарантии и много другое. Сейчас я ежемесячно читаю 2-4 деловых книги, прохожу бизнес-тренинги, чтобы пополнять свои знания.
Одним из первых в Рунете я стал внедрять эти новшества в свой интернет-магазин, и дело пошло. Постепенно продажи в Интернете превысили доходы оффлайн-бизнеса. Тогда я почти полностью ушел в онлайн.
Но свой самый большой урок я получил еще через год. К тому времени у меня уже был свой успешный интернет-магазин и небольшая сеть оффлайн-магазинов в Москве, Московской и Тульской областях. Я постоянно пробовал новые идеи и ниши. Что-то не удавалось, что-то приносило прибыль. Но однажды, как мне показалось, я наткнулся на по-настоящему ценную идею.
Тогда большую популярность набирали разные китайские гаджеты, в том числе китайские телефоны. Я решил начать продавать их в Интернете. Теперь я обдуманно все рассчитал, но все равно вложил в магазин достаточно много денег.
Запустил рекламу — продажи пошли очень хорошо. Я закупил кучу товара, нанял дополнительных сотрудников, и тут поисковики отрубили мою рекламу. Как оказалось, рекламировать такие товары было нельзя. Компания прожила еще три месяца и умерла, так и не добившись успеха.
Я потерял приличное количество денег, кучу времени и сил, ходил расстроенным, но внезапно мне в голову пришла интересная идея. Для этого сайта с китайским товаром я придумал много новых решений, написал много текстов и снял много видео, и, в целом, продажи шли, значит проблема была не в сайте. И я подумал, почему бы не сделать все тоже самое, но вместо китайской электроники продавать известные бренды: Samsung, Apple и так далее.
Так я открыл свой самый успешный на данный момент проект — Интернет-магазин электроники video-shoper.ru.
Проект отлично показал себя на старте и начал быстро расти. Сейчас в моих компаниях работает 138 человек, в Москве, Тульской и Брянской областях.
Я советую вам воспринимать свои неудачи как неизбежную составляющую успеха.
Посмотрите, одна из моих самых больших неудач привела меня к одному из самых больших успехов. Я мог остановиться, опустить руки, но успех был в шаге от меня. Сейчас у меня работает пять компаний: Видеошопер, Бода, Имсайдер, небольшая сеть оффлайн-магазинов одежды и call-центр Rocketcall.
Вполне возможно, что ваш успех тоже в одном шаге от вас. Пробуйте как можно больше всего, действуйте быстро, рискуйте, постоянно учитесь, не бойтесь неудач!
Желаю вам успеха!