Как начать бизнес с нуля и как открыть свой интернет-магазин? Узнать больше
imsider
Бизнес-школа   
интернет-магазинов
2 Февраля 2016

Выбор ниши убивает

Сергей Балакирев
vibor_nishi.png

Все говорят, что выбрать нишу просто.

Найди, что по душе → проверь спрос и предложение → сделай первую закупку → получи клад. Но в жизни всё сложнее. Страшно потратить время не на ту тему, страшно прогореть, страшно ошибиться. Ощущение, что вокруг тебя вселенский заговор: все знают, как выбирать нишу, а ты — нет.

В статье разложим тему по полочкам, чтобы вы скорее определились с нишей и начали зарабатывать на своем деле.


Почему трудно выбирать


Мы знаем три причины, по которым трудно выбирать нишу: сомнение, бездействие и воровство.

Сомнение — это отсутствие веры в то, что ты справишься с темой. Сомнение — это нормально. Меня всегда настораживают люди, которые говорят: «Это тема — верняк». Преподаватели Имсайдера владеют интернет‑магазинами с оборотом в 1 млрд рублей в год. Но когда мы запускаем новый проект, никто не знает, что с ним будет через пару месяцев.

Сомнение парализует. Ты перебираешь ниши в надежде, что найдешь идеальный вариант. Но в мире нет ничего идеального. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на себя в зеркало. Человек — продукт Вселенной. Где-то можно было бы сделать нос ровнее, мускулы больше, родинок поменьше. Но это не важно. Главное — ты живешь.

Чтобы победить сомнение, надо делать ошибки. Лучше всего помогают исследование и тест. Исследование не даёт гарантии, что у вас получится. Тест показывает реальную картину мира. Студентам Имсайдера мы помогаем делать тесты безболезненно и незатратно.

pushkin.png

Бездействие превращает человека в диванного теоретика. Теоретик все знает, все умеет, но результатов нет.

Когда мы проводим бесплатные мастер‑классы, в зале всегда найдутся 10 человек, которые злятся из-за рассказа о базовых вещах: выборе ниши, поставщиках, УТП. А когда просишь человека показать, что он сделал, храбрецы пропадают.

Я умный, поэтому такой бедный.

У меня нет рецепта, как победить бездействие. Если вас все устраивает в жизни, никто не заставит вас подняться с дивана. Найдите стимул, ради которого готовы пахать. Иначе никак.

Воровство — это бомба замедленного действия. Наивные считают, что можно скопировать сайт — и дело в шляпе. Но бизнес у всех разный. Даже если у вас такой же зоомагазин, как у конкурента через дорогу, клиенты и выручка будут отличаться.

Бизнес делают люди, а люди разные.

Мало кто понимает правильно слова Пикассо:

_________ 

 «Хорошие художники копируют,
великие художники воруют». 
_________ 

pablo.png

Можно подсматривать у других и пропускать идею через свою картину мира. Копировать нельзя. Когда копируешь, то все просто. Но бизнес сложнее, чем сочетание клавиш CTRL+C.

Не буду давать советов, как победить воровство в голове. Потому что такие идеи погибают сами.


Сложность преувеличена


Выбор ниши — смесь математики и личных предпочтений.

Представьте, что выбор ниши похож на выбор жены. От решения зависит ваше будущее, ваши совместные отпуски, гены ваших детей. Бред? Конечно.

Нишу можно менять, нише можно изменять, можно иметь гарем ниш, чего не скажешь о жене.

В первую очередь нишей нужно гореть. Нельзя заниматься с кислой миной делом, от которого рвотный позыв. Вас бесят говорящие хомяки? В топку их! Ну и что, что у Васьки получилось заработать десять тысяч рублей. Он их уже давно пропил.

Выбирайте тему, которая нравится. А уже к этому добавьте математики. Чуть ниже расскажу, на что обращать внимание, когда исследуешь нишу.



Тяп‑ляп — и бизнес в могиле


Нишу надо считать.

Я часто слышу: «Мечтаю открыть кафе и кормить людей вкусной едой». Но когда человек понимает, что должен взять в расчет средний чек кафе и проходимость места, мечта уже не такая розовая.

Любите цифры. А если не хотите их любить, найдите партнера, который обожает считать проекты. Так вы сбережете деньги, время и поход на утренник к ребенку.

Первая цифра, которую обязан полюбить предприниматель — это количество запросов в Гугле и Яндексе. Минимум запросов для торговли по России — 3000–5000. Если меньше, товар не пользуется спросом в выбранном регионе. Можете сразу его откидывать. Имсайдер рекомендует продавать неизвестные товары только тем, кто уже делал успешные запуски.

По работе с Wordstat нужно писать отдельную статью, поэтому остановимся на базовых вещах. Для начала этого хватит.

veroyatnost.png


Способы поиска по-имсайдеровски


Самая плохая цифра в бизнесе — 1. Нельзя полагаться на одну нишу, нельзя полагаться на один источник клиентов, нельзя в закладках иметь один пиратский сайт для просмотра сериалов. Чем больше ниш вы сможете исследовать, тем больше вероятность, что найдете «ту самую».

Рассмотрим 7 способов, которые помогают Имсайдеру запускать прибыльные интернет‑магазины.

Способ #1 — «Что вокруг меня?».

Возможно, вас давно преследует идея открыть интернет‑магазин про продаже ____________ (вписать нишу). Но руки не доходили. Сегодня настало время, когда идея из разряда «было бы неплохо» перейдет в разряд «ниша для анализа».

Выписывайте на бумагу

Мыслей много? Пишите все!

Способ #2 — «Мой сосед — поставщик?».

Если у вас есть знакомые, которые имеют склад ________ (вписать нишу), добавьте в список еще одну тему.

Не надо представлять в роли поставщика толстого дяденьку со складом в 100 га. Поставщиком может быть ваша соседка, которая вышивает снеговиков.

Выписывайте тему на бумагу!

Способ #3 — «На западе мёд вкуснее».

То, что выстреливает в Америке, через несколько лет появляется в России. На Западе конкуренция сильнее, поэтому если о нише начинают говорить, значит, кто-то нашел рабочую тему.

Какая последняя новость об интересном продукте вас зацепила?

Выписывайте на бумагу!

Способ #4 — «Региональная кормушка».

Вспомните ниши, которые присущи только вашему региону.

Например, мы продаем тамбуканскую грязь, которую добывают в Ставропольском крае. Еще один пример — тульские пряники и самовары. Производитель проделал за вас самую сложную работу: сделал продукт известным. Почему бы не использовать такой рычаг?

Выписывайте идеи на бумагу!

Способ #5 — «Купонаторы».

Купонные сервисы бесплатно показывают статистику продаж.

Зайдите на сервис, выберите акцию и посмотрите, сколько людей собирается на товар. Еще купонаторы показывают, на каких продуктах большая маржа.

Выписывайте нишу на бумагу!

Способ #6 — «Я знаю, где болит».

Часто бывает, что я постоянно покупаю _______ (вписать нишу), но сервис бездарный. Или проблемы с качеством, или маркетинг нулевой.

Когда вы видите, где болит у целевой аудитории, и знаете, как исправить — это возможность сделать мир лучше, а себя богаче.

Выпишите идею на бумагу!

Способ #7 — «Ловец трендов».

Хорошие деньги приносят попсовые товары типа говорящего хомяка и летающих фей. Когда поднимается волна, самый важный момент — вовремя на нее вскочить и вовремя спрыгнуть.

Недостаток способа — короткий срок жизни. Имсайдер не рекомендует ловить тренды тем, кто на старте запуска интернет‑магазина.

Есть идея?
Выпишите на бумагу!


Отделяем зерна от плевел


Поговорим о параметрах, которые вычесывают нишу и помогают найти лучший вариант.

Маржа — разница между закупочной ценой и ценой продажи. Если товар дешевый, то маржа в 30% неинтересна. Она должна быть хотя бы 200–300%. И наоборот, когда товар дорогой, то маржа в 10% — уже преимущество.

Сезонность — насколько товар привязан к времени года или событиям. Если вы — новичок, то большая сезонность будет мешать.

Габариты — размер продукта. От габаритов зависит, где вы будете хранить товар и как доставлять. На старте выбирайте нишу, в которой габариты не создадут проблем.

Срок доставки у ходовых товаров должен быть минимальный, идеально — не больше суток. Если вы собираетесь заниматься редкими товарами, то большой срок доставки не повлияет на выбор.

Закупочная цена помогает посчитать, сколько денег понадобится на старте. Согласитесь, что закупить партию из 10 телевизоров сложнее, чем партию из 100 чехлов для телефонов. А чистый заработок может быть одинаковый.

Всего параметров 13. В статье мы привели основные пункты, которые помогут вам проредить список и выбрать самую перспективную нишу. Выпишите ниши в столбец, затем выставьте плюсы и минусы по параметрам. Варианты, которые набрали больше плюсов, пойдут на тестирование.

cross.png


Выбор ниши — не конец


Ошибка — найти нишу и думать, что с темой окончено.

Ниша любит развитие, когда вы расширяете линейку товаров и придумываете к ней сопутствующие услуги. Занялись продажей корма для собак? Стоит попробовать продавать корм для кошек. Продаете китайский чай? Посуда для чайной церемонии будет кстати.

Ниша любит узкую аудиторию. Продаете квадрокоптеры? Попробуйте продавать их только видеооператорам. Чем уже аудитория, тем больше клиентов обратят на вас внимание.

Главное — не миритесь с мыслью, что после выбора ниши работа с продуктом заканчивается. Выполните домашнее задание, чтобы закрепить материал статьи.


Домашнее задание


В статье 7 способов, по которым студенты Имсайдера ищут темы для интернет‑магазинов. Создайте таблицу и найдите 100 ниш для оценки. Затем проставьте плюсы и минусы по параметрам.

Ссылки на документы присылайте в комментариях. Подсматривать в чужие списки можно. Так идей будет больше.

Успехов!
Сергей Балакирев

См. также

Сергей Балакирев. Выбор ниши и УТП