Как начать бизнес с нуля и как открыть свой интернет-магазин? Узнать больше
imsider
Бизнес-школа   
интернет-магазинов
13 Октября 2014

Как не надо выбирать нишу: ошибки новичков

Когда вы задумались об открытии интернет-магазина, у вас на уме наверняка была какая-то ниша. Ответьте себе на один вопрос: почему вы решили работать именно в этой области, именно с этим товаром? Честно опишите себе причину и сравните ее со списком самых распространенных ложных поводов для выбора ниши.

Как не надо выбирать нишу: ошибки новичков

Самые распространенные ложные поводы для выбора ниши

  1. Вижу перспективу развития.
  2. Покупал сам, и мне понравилось.
  3. Товар всегда пользуется спросом.
  4. У меня есть понимание товара.
  5. Есть поставщик из Китая.
  6. У меня есть знакомый поставщик.
  7. Эта ниша новая, она свободна.
  8. У меня к этой нише лежит душа, она меня «зажигает».

Если в списке есть повод, похожий на ваш, вы близки к совершению серьезной ошибки. Отвлекитесь на минуту от чтения и подумайте, в чем она заключается. Эта ошибка губит около 90% идей. Люди просто не доходят до дела, а если доходят, то быстро прогорают. Ошибка заключается в том, что во всех этих поводах нет цифр.

Бизнес – это цифры

Бизнес – это очень много таких скучных слов, как маржа, доставка, налоги, оплата работникам и еще десятки разных подсчетов. Если об этом не помнить, можно остаться у разбитого корыта. Давайте пройдемся по основным ошибкам немного подробнее.

«Вижу перспективу», «покупал сам». Многие люди пробуют заняться бизнесом по довольно странной причине. Они решают: я пользуюсь этим товаром, он мне нравится, и я его буду продавать. Но это не причина начинать бизнес. Вы можете пользоваться крутым телефоном, но если вы рискнете стартовать на этом рынке, конкуренты вас быстро одолеют. Вам может нравиться яичница, но это еще не повод открывать птицефабрику.

«Товар всегда пользуется спросом». Так размышляют другие новички, собираясь продавать еду, электронику, лекарства. Это тоже эфемерное заявление: достаточно немного глубже изучить эти рынки, и станет понятно, что в них полно подводных камней и сложностей, которые предвещают новичку только убытки.

«Я в этом хорошо разбираюсь, поэтому и буду продавать». Ну и разбирайтесь дальше, а продавать-то зачем? Нет никакой связи между пониманием устройства двигателя внутреннего сгорания и возможностью успешно его продавать. Можно разбираться в боевом оружии, но продавать его не получится. Можно разбираться в том же самом iPhone – и без страховочного бизнеса, капитала и понимания рынка забраться в самую конкурентную нишу к местным пираньям.

«У меня есть знакомый поставщик». Это плюс, но не причина останавливаться на конкретной нише. Так можно и со всеми поставщиками перезнакомиться. Что вам даст знакомый поставщик? Он будет торговать себе в убыток ради вашего знакомства? Он будет оформлять для вас товар поштучно, чтобы закрыть вам одну продажу в неделю? Нет. Максимум – он продаст вам партию без минимальной суммы закупки, но об этом можно договориться и с незнакомым поставщиком.

«Есть поставщик из Китая». Аналогичная ситуация, только вдобавок осложненная большой удаленностью. Если вы раньше не работали с Китаем или другими зарубежными поставщиками, лучше не начинать в такой нише.

«Эта ниша новая, свободная, в ней нет товаров». Возможно, это хорошая ниша, если она подкреплена реальными потребностями людей. Но это сложная схема, если нужно импортировать товар из-за рубежа. Для начала лучше работать с теми товарами, которые доступны у российских поставщиков.

«Эта ниша меня зажигает, у меня к ней лежит душа». Товар должен зажигать, если вы стоите за прилавком и можете часами рассказывать клиентам о культуре китайского чаепития. Услуга должна зажигать, если вы открываете собственный салон татуировки, в котором вы сами будете работать тату-мастером. В случае с интернет-торговлей вы оперируете цифрами. Вы можете вообще не видеть ваш товар, и между продажей 10 ночников и 10 говорящих собачек для вас не будет никакой разницы, кроме денежной. Вы должны искать ниши, ориентируясь не на свои романтические чувства. Вы нарисовали себе картинку, которая вам нравится, и думаете, что все получится. За этим туманом нет никакой конкретики.

  • Пусть вас зажигает не товар, а цифры

И только небольшая доля фантазии и удачи. Если у вас нет прозрачных цифр по нише и ее экономике, нет страховочных ресурсов, вы закладываете себе бомбу замедленного действия. Если есть ресурсы или какой-то стабильный бизнес, тогда можно рисковать, учиться и пробовать.

Неважно, оказалась ваша идея заведомо ошибочной или удачной: вам нужно найти еще несколько ниш и разрабатывать их параллельно с основной. О том, где взять идеи для новых ниш, мы расскажем прямо сейчас.